10 декабря 2014

Управление в играх на разных устройствах (PC, Console, Mobile, Game Accessories)

Недавний комментарий от пользователя DoReMi натолкнул меня на размышления об управлении в играх. Решил рассказать про свои ощущения при игре на разных устройствах. Немного опишу PC/Mac, XBox/PS4, Mobile, Game Accessories(на примере руля для автогонок).
Кажется, что игры везде одинаковые, но это далеко не так. Одни и те же тайтлы вызывают, порой, разные эмоции при смене управления. Поэтому, прежде чем начинать разрабатывать игру, нужно определиться, на какой платформе она будет запускаться, и, соответственно, выбирать подходящее управление.
Итак, пристегните ремни, мы отправляемся в путь! :)
Сегодня обсудим несколько классических игровых платформ. Но сначала я попробую пояснить важность управления на простом примере из собственной жизни.



Интересный случай, который я часто вспоминаю
Расскажу коротенькую историю из своего игрового опыта. Впервые, когда я сел играть в Quake (самый первый) я был разочарован дефолтным управлением клавиатура + мышь. Мне это было непривычно. Дело в том, что в свое время Quake стал первым полноценным 3д-шутером. До этого игровую карту всегда можно было уместить на плоской проекции. Соответственно, раньше крутить головой вверх-вниз не было необходимости. Управление было на w-a-s-d, где a и d поворачивали голову влево-вправо. Для стрейфа обычно нужно было зажать дополнительную кнопку вроде shift. Это было привычно, понятно и удобно. Соответственно, я сразу же переставил управление в Quake именно на такое - более привычное на тот момент. Но играть было очень трудно. Приходилось все-таки крутить "голову" вверх-вниз дополнительными кнопками. Выходило адски-неудобно. Я был разочарован. Возможно, сейчас и непонятно, о чем я говорю, но достаточно представить, что в итоге мое управление было только на клавиатуре. Без мыши вообще.
Спустя много лет, когда я уже привык к управлению мышь + клавиатура, когда провел огромное количество времени за Quake 3 Arena, я запустил первый Quake и осознал, что игра была революционным прорывом! Что изменилось? Да только тот факт, что я теперь играл на дефолтном управлении, где с помощью мыши можно крутить головой по сторонам. Выходит, только лишь смена способа управления преобразила игру от "адски-неудобной" к "великолепной".




К чему это я?
Управление - неотъемлемая часть игры. И, конечно же, на каждой платформе свои нюансы. Казалось бы, как можно играть в шутеры на планшете, где даже нет мышки и привычной клавиатуры? Но геймдизайнерские умы не стоят на месте и придумывают очень оригинальные управления, которые практически неповторимы на остальных платформах, что делает игру уникальной. Так давайте пробежимся по различным платформам и подумаем над особенностями управления на каждой.



Управление на PC/Mac
За свою жизнь я в основном играл именно на этом устройстве. То есть связка мышь+клавиатура для меня наиболее привычна. Теперь я могу управлять движениями своего героя в 3д-шутере так, что у некоторых моих знакомых кружится голова от просмотра моей игры. Особенность в том, что задействуется более четырех кнопок на клавиатуре, а также мышь (здесь и движения самой мышки, а также три кнопки плюс колесо). То есть одновременно можно управлять огромным количеством элементов. Вдобавок, вращения головы и прицеливание отлично ложится на мышь. Точность движений при этом колоссальна!
Так как платформа, на мой взгляд, наиболее популярна среди пользователей, то основной расцвет игровой индустрии приходится именно на PC. Разработчики перепробовали всевозможные жанры и стили.
Раньше любая игра могла с успехом управляться на PC. Это был эталон. Почему "раньше"? Ну, с приходом новых видов контроллеров, таких как гироскопы на мобильных устройствах, а также датчиков движения на Kinect, игровой мир сильно изменился.
Теперь PC - совсем не эталон. Многие игровые конторы перестают поддерживать PC/Mac как платформу. Почему? Думаю, многое связано с каналами дистрибуции. Гиганты уходят с PC на XBox/Mobile, а мелкие наоборот пытаются ворваться в Steam. Рынок перестраивается, а может, уже давно перестроился.



Console (XBox, PS4)
Скажу честно, что я практически не играл на консолях. К сожалению, как-то не срастается у меня с ними. Если говорить про стандартные джойстики, то я не пойму, как вообще можно ими пользоваться. Лично мне все показалось неудобным. Движения головы архимедленны, прицеливание не точно. Возможно, это от непривычки. Видел, как другие играют довольно бодренько. Если говорить только про джойстик, то какие ограничения накладывает данная платформа? Что касается шутеров от первого лица, то как мне показалось, во-первых больше точек для отдыха игрока. То есть локации строятся вроде стычка-передышка-стычка и так далее. Так как я играл довольно мало, то можете меня поправить, если это не так. Гонки, различные симуляторы и 2д-игры играются практически также, как и на PC.
А есть ли какие-то достоинства? Конечно! Можно играть перед огромным телевизором и при этом сидеть на удобном диване. Комфорт для тела обеспечен. Джойстик оснащен обратной связью, то есть он вибрирует в руках. Прикольно на самом деле, добавляет ощущений реальности. Но это все ерунда по сравнению с тем, что на консолях добавили датчики движений и распозначания человека, и теперь игры на консолях стали совершенно другими!
Видео (странно, но самое крутое видео - это ролик-анонс в 2009ом):





Mobile
Все знают, что сейчас мобильный рынок уже расцвел и замечательно поживает. Миллиарды долларов протекают через эту игровую платформу. Пробежимся по недостаткам управления. Конечно, это только на мой взгляд, но все же и весь этот блог - только мое видение мироздания, уба-дуби-ду :)
Итак, на мобильном устройстве можно управлять максимум двумя пальцами одновременно. Либо одной рукой держим телефон/планшет, а указательным другой руки водим по устройству. Либо двумя руками надежно держим планшет, а двумя большими пальцами управляем в угловых областях девайса. Казалось бы, что такое ущербное управление не годится для большинства игр, но, как показывает практика, огромное количество жанров более-менее удобно управляется. Гонкам нужны только влево-вправо, а разгон автоматический. Играется супер, проверял. Появился жанр раннеров, где достаточно прыгать, стрелять и редко применять способности. Что касается управления одним пальцем, то физические паззлы некогда были на вершине славы. Cut the rope, Angry birds, Where is my water и другие просто великолепно легли на мобильные устройства. При этом, многие из физ пазлов НЕ переносятся на другие платформы вообще. Например, в Cut the rope зачастую нужны быстрые движения или применение одновременных действий в разных частях экрана. На PC же мышь одна, и такие операции просто невыполнимы. В Where is my water тот же прием - в некоторых уровнях очень помогает бурить землю одновременно двумя пальцами (указательным и средним). На PC такого не повторить.
Также на мобильных платформах появился гироскоп, а значит можно детектировать повороты устройства в пространстве. Помню времена, когда игры вроде Ball in the Hole взорвали мозг игроков. Было клево. Сейчас этого все меньше, но управления наклоном применяются довольно бодренько. Особенно в гонках. Лично мне такое управление не нравится, но пусть будет.






Game Accessories
Я знаю только два игровых аксессуара - джойстик и руль. И оба они для PC. Когда-то считали, что таких устройст будет много. Для разных игр разные: датчики на лодыжки для футбола, браслеты на руки для баскетбола, пластиковый пистолет для шутеров и так далее. Но не вышло. На мой взгляд только руль обрел свою популярность. И, я вам скажу, не зря. Гонки играются нереально круто и солидно! Управление действительно другое, это не просто кнопку "чуть нажал". Здесь надо крутить рулевое колесо, и зачастую невероятно быстро! На клавиатуре я легко проходил дрифт-уровни в NFS. На руле же это получалось сделать в десятки раз труднее.
Думаю, XBox Kinect и PS4 Camera утверждают, что игровые аксессуары больше не потребуются. Вероятно, это правда.





Итого
Считаю, что каждая платформа достойна внимания. Поэтому, подходить к вопросу управления в играх нужно особенно аккуратно. Бездумное копирование или портирование игровых механик с одной платформы на другую губительно сказывается на управлении. До сих пор делают шутеры на мобильных устройствах с использованием двух виртуальных джойстиков. Ну хватит уже, кошмар ведь, руки можно в кровь сбить от такого управления.
Наверно, необходимо использовать возможности устройств по-максимуму, но при этом заботясь о психическом здоровье игрока. 
Так что всем устройствам быть! А вот управление нужно полировать и шлифовать как можно сильнее, чтобы все было комфортно играть.

Сообщения, схожие по тематике:

0 коммент.:

Отправить комментарий